Из истории общественных настроений: пассеисты (Часть 5)

Полный расцвет всего предприятия наступил в 1910-е годы, когда «…появилась и мода на «Старые годы» и стало считаться «bien vu» говорить о них, ссылаться на них и — если не читать — то хоть иметь их на столе <...>». Г.Лукомский в своей книжке «Старые годы» указывал на 1910 год как на переломный, когда помещики стали покупать вещи, которые другие помещики продавали, — и это был год, когда В.Зубов сотоварищи задумали Институт истории искусств. Трубников вспоминал предвоенные годы: «Модным стало болтать о русском «Dix-huiti6m, о Павловских жирандолях, Екатерининских фонарях, пакетных табакерках; «Бонтон» повелевал обставляться мебелью красного дерева или карельской березы, выписывать «Старые годы», ездить к старьевщикам на Александровский рынок, где правоверная еврейка Брайна Мильман, не принимавшая денег по субботам (в эти дни состоящий при ней хахаль, огромный дворник, исполнял обязанности кассира), предлагала любителям «пару рококовых трюм».
Современные историки говорят о «потребительской революции» в XVIII веке. Для ее объяснения было предложено две концепции потребления: одна, восходящая к Т.Веблену (Thorstein Veblen), описывает взрыв потребления и жажду роскоши в терминах «броского накопления», когда вещи накапливались в целях демонстрации социального статуса (Neil McKendrick). Другая, больше развитая во Франции (Daniel Roche), выводит консьюмеристский взрыв из философских предпосылок, апологии чувственного опыта, свойственной философии Просвещения. Можно было бы сказать, что пассеистский взгляд круга «Старых годов» не случайно направился на «вещный» XVIII век, ведь коллекционирование было непременным спутником их жизненного стиля и ценностных ориентиров. Трубников закончил свои дни старьевщиком («татарином») в Париже, Бенуа коллекционировал детские игрушки подобно писателю А.Ремизову. Обращение Дягилева к изобразительному искусству в 1893 году было ознаменовано его твердым намерением организовать частный музей, для которого он даже начал скупать картины. От музея один шаг до выставок, и Дягилев, как известно, еще до издания «Мира искусства» организовал несколько выставок, из которых самой знаменитой стала «Русские и финляндские художники» 1898 года.

(Геннадий Обатнин, НОМИ)

One thought on “Из истории общественных настроений: пассеисты (Часть 5)

  1. Gerrero Thoren

    hello there and thank you on your information ? I have certainly picked up anything new from proper here. I did on the other hand experience several technical points the usage of this web site, since I skilled to reload the website many occasions previous to I may get it to load correctly. I have been brooding about if your hosting is OK? Not that I’m complaining, however slow loading cases times will sometimes affect your placement in google and could injury your high quality rating if advertising and marketing with Adwords. Well I’m adding this RSS to my email and can glance out for much extra of your respective interesting content. Ensure that you replace this once more soon..

Leave a Reply